четверг, 12 февраля 2015 г.

Как "читать" ребенка


«Язык жестов» — одно из самых интересных направлений в практической психологии, а умение читать жесты, мимику и позы ребёнка пригодится всем, кто связан с непосредственным общением с детьми - родителям, бабушкам и дедушкам, педагогам, воспитателям, врачам.  О языке жестов для вас я узнала из статьи на блоге директора школы № 53 города Краснодара

Ребенок стоит перед новой игрушкой, книгой, сладостями, но не спешит взять их. Одни дети прячут руки за спиной, а другие скрещивают их перед собой. Не спешите, уважаемые взрослые, с выводом, что малыш безразличен к новой вещи. Напротив, ребенок проявляет заинтересованность, но у него есть некоторые опасения, потому что вещь ему неизвестна. В этом случае нельзя торопить ребенка, здесь уговоры и приказания взять вещь не помогут, не давите, дайте время своему маленькому собеседнику привыкнуть, самому принять решение. Пусть игрушка, книга или сладостями останутся лежать на видном, легкодоступном для ребенка месте. Поверьте, его любопытство преодолеет все сомнения.
Ребенок прикрывает рот ладошкой, а то и двумя; рот прикрыт сжатым кулачком или только пальцем.  Что бы это значило? Так поступают те дети, которые говорят неправду в настоящее время или собираются это сделать очень скоро. Если вы это почувствовали, раскусили ребенка, ни в коем случае нельзя требовать от него раскаяния и признания своей вины, более того, нельзя наказывать за это, ведь малыш изворачивался, боясь получить наказания. Здесь уместнее искать причину таких взаимоотношений, а также ответ на вопрос, почему ребенок боится наказания и хочет скрыть правду.

Ребенок прячет лицо под головным убором, натягивает майку, футболку, ветровку на голову, отказывается говорить. Вы думаете, он никого не хочет видеть? Ребенок обеспокоен, он не хочет, чтобы его видели, он смущен. В этом случае есть смысл оставить его на некоторое время наедине с собой. А затем, не настаивая на общении, тихо говорите с маленьким другом, проявляя заинтересованность. Но чаще, ребятишки сами не могут долго игнорировать общение, они не любят одиночества.

Малыш держит палец или пальцы во рту. Может быть, он хочет вас позлить? Нет, ребенка что-то тревожит, он обеспокоен, ему плохо и страшно, на него давят. Этот жест возвращает ребенка в мир детства, когда связь с матерью была очень тесной, он сосал у мамы грудное молоко. Большинство прикосновений ко рту, по мнению психологов, связаны с обманом.А вот палец во рту обозначает, что малыш нуждается в поддержке, ему следует её оказать, защитить его. Здесь важен искренний разговор, прикосновения, тихие посиделки.

Ребенок сильно сжимает кулаки, но при этот, он может вести себя вполне адекватно. Взрослые думают что это такая игра? Вовсе нет, на самом деле, так проявляется детская агрессия, направленная куда и на кого угодно. Так бывает в том случае, если малыш боится высказать свое мнение собеседнику или он зол сам на себя. В этом случае не следует заострять внимание на поведении ребенка, но позже, все-таки необходимо выяснить, на что или кого он злился. Чаще всего частое проявление агрессии можно побороть сменой вида деятельности, например, записав малыша в спортивные секции или отправившись с ним в поход, на огород, речку, в лес или парк. Важно следить, что бы взаимоотношения в среде, где обитает ребенок (семья, школы, ДОУ) были спокойные.


При разговоре, ребенок упорно не смотрит в глаза, отводит взгляд, вертится. Вам кажется, что малыш хочет скрыть что-то от собеседника. А ведь в этом случае, малыш просто расстроен из-за неудач, ему просто стыдно. Он не скрывает вину, а прячет переживания. Взрослому нужно оставить все как есть, не следует вытягивать ребенка на разговор и требовать от него признания. В лучшем он соврет, в худшем - замкнется. Сделайте вид, что ничего не произошло, дайте время, ребенку разобраться в себе, займите его игрой, чтением, рисованием, совместным делом, прижмите его к себе. Только тогда он почувствует поддержку собеседника и раскроется.
Ребенок грызет ручку, ногти. дергает одежду, теребит волосы, мнет кожу своих рук, шеи, а вам кажется, что ему скучно, что ему "некуда девать руки"? Вовсе нет, такие мелкие, часто повторяющиеся движения говорят о высоком уровне тревожности малыша. Чаще всего сразу причину выяснить не удается, необходимо наблюдение, беседа, но без напора, в спокойной обстановке. А вот теребят себя дети с заниженной самооценкой, которые часто слышат крик, критику в свой адрес и очень редко - похвалу.
Ребенок раскачивается на стуле, крутится. Вы думаете, он егоза и непоседа? Нет, он тоже встревожен и пытается себя успокоить, вернувшись в младенческое состояние, когда на руках у мамы ему было комфортно, спокойно, удобно. Здесь важно, не кричать, не ругать, а пригласить ребенка к физическим нагрузкам (зарядка, бег, прыжки, подвижные игры).
Уважаемые взрослые, повышение самооценки ребенка - один из способов избавления малыша от таких повторяющихся движений, жестов. Однако, если проблема остается, повторяется все чаще, совет один, обратитесь к детскому психологу, который будет работать с семьей, ведь проблемы могут быть не только в малыше, но и взрослых. Фотография в начале статьи из личного архива, остальные из интернета.

В статье использованы материалы издания Чуб В.И."Язык жестов" для учителя (Биология. все для учителя, 2014)
Источник: http://direktor53.blogspot.ru/2015/02/blog-post.html#more Авторское право принадлежит Ткаченко А.Б. ©;http://direktor53.blogspot.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ваши комментарии обязательно прочту и отвечу!
Чтобы Ваш комментарий не был анонимным, просто выберите в выпадающем списке внизу "имя/url" и впишите своё имя.